1. «Звездные» категории
Отель 1* – Стандартный двухместный номер площадью около 8–10 кв.м. В номере: шкаф или вешалка, стулья, умывальник, зеркало, по два полотенца на каждого постояльца. Ежедневная уборка, смена белья каждые 7–8 дней, полотенец – каждые 3–4 дня. Не менее двух ванных на этаж и один туалет не более чем на пять комнат.
Отель 2* – Все то же самое, что в гостиницах 1*, только смена белья производится каждые 6 дней. Туалет и ванная комната обычно в номере. В гостинице также должны находиться ресторан или кафе, а также предлагаться варианты питания.
Отель 3* – Начиная с категории 3* и выше в каждом номере обязательно должны присутствовать туалет и ванная комната, туалетный столик, подставка для багажа, радио и т.д. Комнаты площадью от 10–12 кв.м. Номера большей части трехзвездочных отелей, за исключением самых дешевых, имеют телевизор, кондиционер. Смена постельного белья происходит два раза в неделю. Полотенца меняют ежедневно. Из парфюмерных принадлежностей предложат только мыло. В некоторых отелях можно взять напрокат утюг. На территории гостиницы могут располагаться: охраняемая автостоянка, бассейн (в курортных отелях), ресторан, парикмахерская, бизнес-центр, пункт обмена валют. Персонал гостиницы одет в форменную одежду, имеющую разделение по службам.
Отель 4* – Все то же самое, что в гостиницах 3*, плюс: мини-бар, индивидуальный кондиционер, телефон, сейф, фен, шампунь, гель для ванной в каждом номере (выдаются обычно в день заезда). Площадь комнат не менее 13 кв.м. Ежедневная смена постельного белья и полотенец. Предоставляются такие услуги как стирка, глажение и чистка одежды (минимальное время заказа – сутки). В номер подается меню завтрака. На территории гостиницы находятся: салон красоты, спортивно-оздоровительный центр, аренда автомобилей, ТВ-салон, музыкальный салон, игровой и конференц-залы, ресторан, сауна, плавательный бассейн, и т.д.
Отель 5* – Все то же самое, что и в гостиницах 4*, но на более качественном уровне. Номера площадью не менее 16 кв.м. Иногда в номере имеется второй санузел и телефонный аппарат в ванной комнате. В отелях категории 4*–5* предполагается наличие сьютов (апартаментов), нескольких лифтов, всевозможных дополнительных услуг типа прачечной, химчистки, подачи завтрака и позднего ужина в номер, обмена валюты, вызова такси, продажи газет, сувениров.
2. Альтернативная классификация: Турция
В Турции распространены клубные отели (Holliday Village):
HV1 – отель клубной системы первой категории с размещением в коттеджах. Соответствует категории 3–4 звезды. Отличаются хорошей анимацией, большой озелененной территорией (но номера небольшие). HV2 – отель клубной системы, более низкой, второй категории.
3. Альтернативная классификация: Греция
В Греции класс отелей обозначается латинскими буквами и соответствует определенной «звезде»:
С – отель 1–2*, В – отель 2–3*,
А – отель 3–4*, De Luxe – отель 4–5*.
4. Классификация отелей в США
• Superior Deluxe: дорогой эксклюзивный отель, архитектура которого напоминает дворец, что предполагает высший стандарт обслуживания, размещения и удобств, изысканные общественные помещения. Расположен в престижном месте.
• Deluxe: отели этого класса очень похожи на Superior Deluxe, но они меньше по размеру и в них более демократичные цены. Отели такой категории рекомендуются даже самым требовательным к сервису клиентам.
• Moderate Deluxe: похож на предыдущий класс, но с некоторыми ограничениями в сервисе. Например, в отеле может быть не такое шикарное внешнее убранство, как в Deluxe.
• Superior First Class: это может быть хорошо отреставрированный старинный, либо просто современный отель. Комнаты и общественные помещения обставлены стильно и комфортабельно. Отель этого вида обычно рекомендуют клиентам уровня выше среднего класса, хотя он может удовлетворить запросам и весьма требовательных клиентов.
• First Class: комфортабельный отель со стандартными номерами и общественными помещениями. Может иметь целый уровень или крыло с люксами.